• Памятка для родителей

    Уважаемые родители!

    Наступают зимние каникулы – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей, особенно если они остаются без присмотра взрослых. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма. Чтобы дети были живыми и здоровыми надо помнить ряд правил и условий обеспечения безопасности повседневной жизни и быта, а также организации активного отдыха:
    – формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
    – проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
    – решите проблему свободного времени детей;
    – соблюдайте правила пожарной безопасности, исключите доступ малолетних детей к спичкам, зажигалкам, электрическим плитам;
    – чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
    – проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;
    – изучите с детьми правила езды с ледяной (снежной) горки на ледянках, санках, лыжах, сноубордах и т. д.

    Будьте предельно осторожны с огнем. Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость с огнем, непотушенные угли, шлак, зола, костры, спички, сжигание мусора, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей, бенгальские огни, хлопушки.
    Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

    Помните! Поздним вечером и ночью (с 23.00 до 6.00 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых; постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей.

    Осторожно, гололед!
    Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву. Старайтесь по возможности обходить скользкие места.

    Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу – машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

    Осторожно, мороз!
    Сократите или вовсе исключите прогулку с детьми в морозные дни: высока вероятность обморожения.

    Зимой на водоеме
    Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился – нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.

    Вот основные правила безопасного поведения в зимнее время года, которые следует помнить взрослым и учить детей соблюдать их.

    Как и когда обучать детей безопасному поведению?
    1. «Курс безопасности» для ребенка лучше начинать как можно раньше: все, что мы познаем в раннем детстве, остается в нашей памяти на всю жизнь.

    2. Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений.
    3. Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.
    4. Ребенок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.
    5. Будьте для ребенка образцом – не делайте для себя исключений.
    6. Лучше ребенку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание.
    7. Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»: сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.

    Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас. Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей.

    Сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых!

  • Что нужно знать родителям

    ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

    Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

      Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
    1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
    1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
    1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;
    1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
    1.5. оскорбления участников образовательного процесса;
    1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
    1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
    1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
    1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
    1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
    1.11. иных противоправных действий (бездействия).

    Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
    За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

    Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

    За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
    1.1. замечание;
    1.2. выговор;
    1.3. отчисление.
    Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:
    – длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;
    – за систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
    Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

    Статья 131. Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

    Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:
    – знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии;
    – давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;
    – быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;
    – получить юридическую помощь в соответствии с законодательством;
    – ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;
    – обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

    Статья 133. Сроки применения мер дисциплинарного взыскания

    Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)), не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Дисциплинарное взыскание к несовершеннолетнему обучающемуся может быть применено не ранее чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей.
    Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

  • Советы родителям и детям

    Советы родителям:

    1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга, а это недопустимо.
    2. Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
    3. Рассказывайте ребенку о себе, пусть он знает, что вы тоже готовы поделиться с ним. Не уходите в себя.
    4. Будьте рядом: важно, чтобы ребенок понимал, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
    1. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела, дайте ребенку альтернативу, если ему предстоит сделать выбор.
    2. Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведет себя так или иначе, находясь под влиянием окружения.
    3. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни служит примером для ваших детей.
    4. Помните, что ребенок всегда нуждается в вашей поддержке.
    5. Не запугивайте, он может перестать вам верить.
    6. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов: улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

     Советы детям:

    1. Доверяйте своим родителям: они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.
    2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
    3. Делитесь своими радостями.
    4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
    5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
    6. Не огорчайте родителей и не обижайтесь на них понапрасну.
    7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
    8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
    9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.

    10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.

  • Ответственность родителей за воспитание и содержание детей

    Уважаемые родители!

    Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.
    Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.
    Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

    В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:
    «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

    Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
    «Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
    Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

    Статьей 17.13 Кодекса Республики Бела­русь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей

    За неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.
    В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.
    За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, насту­пает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

    Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:
    «В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, дея­ния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

    Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, дея­ния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.
    За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.
    За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, пре­дусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
    При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об админист­ративных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

    Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь
    Материальный или моральный вред, причиненный действиями несо­вершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.
    Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.
    Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо, когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

    Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь
    Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

    Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.
    Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.
    В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
    За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
    По ч.3 ст. 174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.
    К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.
    Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.
    За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.
    В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.
    Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государст­венное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

    Уважаемые родители!
    Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, вос­питать его достойным гражданином нашей страны.

  • Разумное воспитание

    Разумное воспитание (притча)

    Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
    – Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
    – Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
    Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за чем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать.

    За что нельзя наказывать…

    Родители должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из – за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.

    Как нельзя наказывать…

    Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной  любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.
    Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать? Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.
    Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.
    Обязательно наказание должно быть адекватно проступку. В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому воспитателю.
    Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т. д. Но во всех случаях даже за самым жестоким проступком следует не только наказание, но и прощение.
    Может ли наказание быть средством воспитания?
    В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.
    Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

    Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

  • Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

    Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
    Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
    Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

    Правила поощрения

    По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
    Ограничители:

    • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
    • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
    • не хвалить из жалости;
    • не хвалить из желания понравиться.
      Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

    Индивидуальные требования к норме похвалы
    Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
    => дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
    => дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
    => самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

    Типы похвалы
    «Компенсация»
    . Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
    «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
    Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
    Можно выделить следующие типы аванса:
    а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
    b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
    с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
    Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
    «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
    Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
    «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

    НАКАЗАНИЕ

    При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
    Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
    Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

    Рекомендуемые формы наказания

    • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
    • лишение поощрений и привилегий;
    • осуждение поведения;
    • народное средство.

    В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.
    Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

    Правила наказания
    1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
    2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
    3) Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
    4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
    5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
    6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
    7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
    8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

     Нельзя наказывать лишением любви!

  • Рекомендации для родителей по содействию эффективной адаптации учащихся в колледже

    Ваш ребенок перешел на новую ступень своей жизни, теперь одна из его главных социальных ролей — это роль учащегося колледжа. Данный этап ответственный и для Вас. В этом возрасте Ваш ребенок теперь нередко отказывается от родительской помощи, ссылаясь на собственную «самостоятельность», при этом часто совершает ошибки. Он предпочитает общаться со сверстниками, а проблема обучения уходит на второй план. От грамотных действий родителей во многом зависит, насколько безболезненно будет протекать переходный период из детства во взрослую жизнь, а также насколько органично он сможет вписаться в новую для себя образовательную среду.
    В этот период к первокурснику предъявляются очень высокие требования к интеллектуальному, социальному и личностному развитию, к чему готов не каждый молодой человек, ведь уровень психического развития у всех разный.

    Советы родителям на каждый день
    Говорить сыну (дочери): «Людям должно быть с тобой легко» – не бойтесь повторять это.

    Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
    Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому; возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома!».
    В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
    Если у вас есть возможность дойти до колледжа вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
    Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в колледже?».
    Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
    Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следите за тем, чтобы ваш ребенок:
    Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8-часовой сон;
    Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени;
    Находился на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Это улучшает самочувствие;
    Занимался физкультурой в течение всего дня;
    Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;
    Учился больше работать самостоятельно;
    Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, куратором.

    Для того чтобы поддержать первокурсника, необходимо:
    Опираться на сильные стороны ребенка.

    Избегать подчеркивать промахи молодого человека.
    Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
    Уметь демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
    Использовать юмор во взаимоотношения с ребенком.
    Знать обо всех попытках справиться с заданием.
    Уметь взаимодействовать с ребенком.
    Принимать индивидуальность ребенка.
    Проявлять веру в ребенка.
    Демонстрировать оптимизм.
    Слова поддержки:
    «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо»,

    «Ты делаешь это очень хорошо»,
    «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему».
    Какие слова не следует говорить:
    «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты».

    Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Именно такое поведение родителей заставляет детей идти на улицу в компанию сверстников, играть на компьютере, тратить время на виртуальное общение и т.д. Помните, что постоянные нотации и нравоучения со временем становятся бессмысленными, ребёнок просто перестает их слышать.
    Главное в общении с детьми — сохранить контакт и доверительные отношения. Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и мелочного контроля.
    Помните. что выражать недовольство можно в отношении поступка, но не Вашего ребенка, как личности. не забывайте волшебные слова «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ», «Я ВИЖУ ЧТО ТЕБЕ ПЛОХО» и т.д.
    Берите на себя только те дела, с которыми ваш ребёнок действительно не сможет справиться сам. Позволяйте ему сталкиваться с отрицательными последствиями собственных действий.
    Правила ограничения, запреты должны быть в каждой семье и обязательно они должны быть согласованы обоими родителями между собой.
    Чаще хвалите своего ребенка, любите его безусловно, то есть не за его поступки, а за то, что он есть.
    В первую очередь необходимо дать понять вашему ребенку, что вы видите в нем равноправного партнера, доверяйте ему и относитесь, как ко взрослому человеку, который уже в состоянии самостоятельно строить свое будущее и отвечает за свои поступки.
    Старайтесь подчеркивать важность его выбора и вашу веру в него, а также то, что учеба в колледже обязательно откроет перед ним перспективы, даст возможность получить профессию, обеспечить себя в будущем.