• Рекомендации для кураторов учебных групп и педагогов по адаптации учащихся первого курса

    1. Нормальный тон общения, без криков и угроз («Посмотрим, как вы еще экзамен или зачет сдадите»).
    2. Доброжелательная обстановка на занятии.
    3. Умение сотрудничать, «работать в команде» как преподавателю, так и учащемуся.
    4. Должен быть индивидуальный подход к учащемуся.
    5. Кураторам объяснить повторно правила внутреннего распорядка колледжа.
    6. Кураторам обратить внимание на возникающие проблемы учащихся, направить на консультацию к психологу.
    7. При профориентационной работе, делать упор на объяснение профессии.
    8. Провести тренинги на снижение тревожности, неуверенности.
    9. С целью сближения и взаимодействия между учащимися, создания благоприятного климата в группе необходимо шире использовать следующие формы внеурочной деятельности: диспуты, деловые игры, творческую работу.
    10. Для организации благоприятных взаимоотношений в учебной группе рекомендуется использовать правила поведения педагога:
    • отказаться от подчеркивания способностей одних и неудач других;
    • отказаться от прямого противопоставления учащихся один одному;
    • не критиковать учащегося при всей группе, говорить чаще один на один, отмечать маленькие успехи у «слабых», но не подчеркивать это как нечто неожиданное;
    • называть всех по именам и добиваться этого в отношениях между учащимися;
    • постоянно подчеркивать, что отношения в группе определяются не только успеваемостью, но и добрыми делами, которые человек делает для других;
    • чаще вступать в отношения с замкнутыми и «неинтересными» учащимися, чтобы вызвать к ним интерес группы;
    • уважительно относиться к учащимся;
    • знать индивидуальные особенности каждого учащегося;

    Чтобы завышенная самооценка учащегося не стала причиной личностного конфликта, потерей контактов с группой, озлобленностью, куратору и преподавателям необходимо придерживаться следующей тактики:
    – сдержанная похвала при успехах и достижениях,
    – параллельное признание успехов других членов группы.

    Тактика куратора и преподавателей в отношениях к учащимся с низкой самооценкой может быть следующей:
    – не сравнивать их с другими членами группы,
    – не ставить их на занятиях в ситуацию неожиданных вопросов, которые требуют быстрых ответов,
    – по возможности опрашивать их вначале урока,
    – с целью формирования у учащихся уверенности в своих силах во время опроса стимулировать их не только оценкой, но словами поддержки,
    – осторожно оценивать неудачи этих учащихся.

    Причины плохой адаптированности:
    1. Повышенная тревожность, боязнь выйти к доске, боязнь аудитории, низкая самооценка. Преподаватели не поощряют учащихся, можно похвалить за успехи в работе, необходимо внимательное отношение к учащемуся, индивидуальный подход к каждому.

    2. «Синдром отличника», на первом курсе учащиеся не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.

  • Рекомендации для преподавателей в экзаменационный период

    Всем известно, что сдача экзаменов – это сильный стресс. А тем более сдача государственных экзаменов, когда от человека требуется полная концентрация сил и энергии. Стресс на экзамене связан еще и с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу учащегося, у него появляется страх «не успеть».
    Особенности учебной деятельности каждого учащегося связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей:

    • Спецификой мышления;
    • Памяти;
    • Внимания;
    • Темпом деятельности;
    • Личностными особенностями;
    • Учебной мотивацией и т.д.

    Есть группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов:
    1. Дети – синтетики. Они часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Стратегии поддержки. Во время экзамена таким детям стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием.
    2. Тревожные дети. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка домашнего задания в любом виде. Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. Часто грызут ручки, теребят пальцы и волосы. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д.
    3. Неуверенные дети. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу. Такие дети часто прибегают к списыванию не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний. Неуверенного ребенка важно поддержать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: « Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа « Подумай еще», « Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

    4. Дети « Отличники». Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Им нужно помочь скорректировать собственные ожидания.
    5. Астеничные дети. Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Таких детей не следует торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются.
    6. Гипертимные дети. Они обычно быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму. Они быстро выполняют задания, но делают это небрежно и не видят своих ошибок. Им необходимо напоминать о необходимости самоконтроля. И лучше посадить так, чтобы их возможности с кем – то общаться были минимальны.
    7. Застревающие дети.  Для них характерна низкая подвижность. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Медлительны. Если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

  • Рекомендации по работе с учащимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

       Детство-это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества не развиваются спонтанно, а развиваются в условиях выраженной родительской любви, когда семья созидает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и сорадоваться другим людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным, за себя и других.
             Но, к сожалению, далеко не все дети растут и воспитываются в атмосфере любви и тепла.
          Дети из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отличаются бедной гаммой эмоций, склонностью к быстрой смене настроения, аффективной взрывчатостью, навязчивостью в связи с обостренной потребностью во внимании. По отношению к сверстникам часто агрессивны, оценивают другого ребенка как соперника в удовлетворении потребности внимания, общения со стороны взрослого. Эти дети не осознают границы дозволенного. Большинство таких детей негативно относятся к себе, у них наблюдается повышенная тревожность.
             Эти дети нуждаются в особо гуманном и профессиональном отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, – тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
           Большинство детей из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитываются в условиях сиротских учреждений, что травмирует психику ребенка, делает невозможным реализацию его потенциальных возможностей. У таких детей развивается низкая самооценка, чувства неполноценности, практически у всех наблюдается неуверенность в себе и своих способностях, неустойчивость настроения, не способность контролировать свои эмоции и поведение. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.

              Характерные особенности таких детей:
    – проблемы во взаимоотношениях с окружающими;

    – повышенная комфортность, т. е. стремление соответствовать мнению большинства, поверхность чувств, бездуховность, жестокость, агрессивность;
    – такие дети чувствуют себя достаточно взрослыми и не желают, чтобы их воспитывали;
    – у детей искажено нравственное сознание- понятие о добре и зле;
    – ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер;
    – отсутствует мотивация временной перспективы, связанной с отдаленным будущим;
    – не желание задумываться над своими жизненными планами, даже в случае острой необходимости;
    – занижена самооценка, подавленность. Они легко ранимы, остро ощущают свою заброшенность;
    – не верят в возможность для себя другой жизни;
    – они часто стремятся к свободе и самостоятельности;
    – обострение интереса к самому себе, стремление самому себе ответить на вопрос «КАКОЙ Я?»;
    – в ситуации общения со взрослыми преобладают защитные психические реакции: избегание, протесты, ложь, неподчинение;
    – недоверие ко всем взрослым;
    – отсутствие самоуважения и низкая самооценка;
    – высокий уровень агрессивности и наличие негативных эмоциональных состояний.

  • Контекст жестов и почерка учащихся

    Как показывает практика, несловесное (невербальное) выражение мыслей, в зависимости от типа личности, проявляется у подростков чаще и определённее, чем у взрослых. Поэтому педагогам важно понимать контекст жестов подростков, уметь их распознавать и использовать в практической работе.

    Жесты.
    Жесты указывают на стремление заслонить полностью либо частично свою позу.

    Сильное рукопожатие подростка указывает на сильный характер.
    Подросток с низким культурным уровнем чаще пользуется жестикуляцией.
    Для изобличения подростка во лжи необходимо расположить его полностью обозреваемым со всех сторон.
    Сразу же после осознания своей лжи подросток непроизвольно тянет палец к своим губам.

    Почерк.
    Почерк подростка свидетельствует о:

    • твердый почерк – энергия, самоуверенность, независимость;
    • крупный почерк – эмоциональность, великодушие, доброта;
    • круглые буквы – доброта, миролюбие, великодушие;
    • угловатые буквы – вспыльчивость, эгоизм;
    • открытые буквы (например, в букве “а” можно “пройти” внутрь) – искренность, открытость, честность;
    • сплетенные буквы – дипломатичность характера;
    • буквы разного размера, взлетают вверх или вниз, одна от другой резко отличаются по начертанию – необходимо медицинское освидетельствование;
    • замкнутые буквы – неуверенность;
    • бледный почерк – слабость воли, неуверенность в себе;
    • сухой почерк, бы чуть-чуть прикасающийся к бумаге, – осторожность, подозрительность, расчетливость, нервность;
    • беглый почерк – богатое воображение, эксцентричность;
    • тянущийся почерк – пассивность, пессимизм;
    • размашистый почерк – великодушие, открытость, веселость;
    • очень размашистый – слишком беззаботное отношение к себе, школьным делам и обязанностям;
    • сжатый почерк – скупость, подозрительность, придирчивость;
    • мелкий почерк – замкнутость, неуверенность, двуличие;
    • при мелком почерке строка опускается – скупость, холодность;
    • строка поднимается – болезненное самолюбие, практичность, трезвый взгляд на вещи;
    • неразборчивый мелкий почерк, но строчка ровная – гибкий характер, независимые взгляды, подозрительность;
    • дрожащий почерк – депрессия, стресс;
    • правильный почерк – ясность, последовательность, аккуратность;
    • буквы округлые – робость, флегматичность;
    • буквы в словах соединены – робость;
    • буквы в словах стоят обособленно – склонность к творческой работе;
    • сила нажима лёгкая – наивность;
    • буквы наклонены влево – утонченные манеры;
    • буквы угловатые – заносчивость, смекалистость.

    Подпись:

    • неразборчивая сложная – эгоизм, жизнь для себя;
    • простая – целеустремленность, честность; талантливость, открытость;
    • в подписи есть точка – осторожность, подозрительность;
    • есть росчерк – великодушие;
    • росчерк запутанный, сложный – нескромность, непорядочность;
    • решительный росчерк – целеустремленность, предприимчивость.
  • Синдром профессионального выгорания: понятие, причины, симптомы, профилактика

    Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми: учителей, врачей, продавцов, журналистов…
    Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки, освобождения от них.  «Выгорающий» человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе, что приводит к постоянному стрессу, истощению запаса жизненной энергии.

    Симптомы синдрома выгорания:

    • Усталость (утомление, истощение);
    • психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, бессонница);
    • отрицательная настроенность к выполняемой деятельности, постоянная раздражительность;
    • негативное отношение к себе;
    • депрессивные и тревожные состояния, чувство неудовлетворенности, беспомощности и вины;
    • агрессивные тенденции по отношению к другим людям;
    • конфликты с коллегами.

    КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

    • Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь – измени свое отношение к ней.
    • Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее – начинай жить умнее.
    • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
    • Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он подскажет, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
    • Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
    • Высыпайтесь! Если режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом кругу – стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
    • Любите себя или по крайней мере старайтесь себе понравиться.
    • Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам поверить в свои силы, обрести себя.
    • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
    • Перестаньте жить жизнью других. Живите своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
    • Находите время для себя. Помните: вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
    • У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
    • Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом. Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
    • Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
    • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
    • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может он справится сам?
    • Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни. Кто лучше посолен, дольше живет» (К.Чапек). Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию  по отношению к чему угодно, в т.ч. к самому себе (т.е. облегчает самоотстранение). Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой.
    • Многие пытаются всюду успеть, сделать больше, чем в их силах. Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого.
    • Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма, это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.

    В круговерти дел и обязанностей каждый человек должен найти время для себя, доброго, чуткого к другим, необыкновенного, чтобы заниматься творчеством, жизнью и отдыхом.

    Тогда, светя другим, мы не сгорим!

  • Как предотвратить конфликт в подростковой среде

    В основе конфликтов в молодёжной среде лежит столкновение противоположно направленных целей, интересов, хотя они в подростковой среде часто бывают и бессмысленными.

    Конфликт между подростками проходит стадии:

    • взаимное ущемление интересов,
    • нарастание напряженности,
    • открытое столкновение сторон,
    • разрешение противоречий.

    Конфликт имеет тенденцию к вовлечению в него новых подростков, к возрастанию враждебности. Поэтому, предвидя конфликтную ситуацию, педагогу в первую очередь следует обдумать этапы её разрешения:

    • проведение бесед с предполагаемыми участниками конфликта,
    • исключение разного понимания подростками проблемы конфликта,
    • признание подростками наличия конфликта между ними,
    • согласование процедуры разрешения конфликта,
    • изучение вариантов решения конфликта,
    • согласование уступков,
    • уточнение сроков разрешения конфликтов,
    • воплощение договоренностей в жизнь.

    Для предупреждения конфликтов среди подростков необходимо направить их усилия на:

    • понимание себя в общении с другими подростками;
    • стремление заслужить уважение со стороны других;
    • вежливость и джентльменство в общении со всеми;
    • умение учитывать интересы собеседников;
    • выработку решений в споре со сверстниками;
    • умение отличать повод от причины конфликта;
    • анализе предконфликтной ситуации для её предотвращения.

    Оттого, как педагог сможет предотвратить и разрешить конфликт, складывается мнение о нём самих подростков, создаются условия для взаимоотношений с их родителями, друзьями, с коллегами по работе.

  • АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

  • АЛГОРИТМ действий при выявлении суицидоопасного поведения

  • Профилактика сексуального насилия над детьми

  • Как организовать дисциплину в учебной группе и завоевать авторитет?

    Даже если Вы совсем недавно начали работать в колледже, то наверняка уже столкнулись с этой проблемой и не всегда знаете, как вести себя в подобных ситуациях.

    Любой педагог может перечислить разные формы нарушения дисциплины (грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь, некорректное выражение несогласия, «глупые» вопросы, резкая критика действий и поступков педагога и др.).

    Дисциплинарные нарушения учащихся могут привести к затяжным конфликтам. Это ведёт к ухудшению результатов деятельности педагога, снижению работоспособности, появлению ошибок, и педагог, особенно молодой, ощущает разбитость, подавленность. Иногда эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самоконтроля и самообладания. Так, например, Ваша бурная реакция на гудение группы с закрытым ртом, обрадует учащихся и обеспечит вам «подобные концерты» в дальнейшем. Процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворённость собственной профессией.

    Для того чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, педагогу необходимо умело сочетать различные технологии. От этого будет зависеть атмосфера в аудитории, взаимоотношения между преподавателем и учащимся, мироощущение детей, их жизненный тонус. Действия педагога не должны вызывать тревогу, стресс, ощущение беспомощности у обучающегося. Специфика поведения педагога заключается в том, что он должен не уронить свой авторитет, скорректировать поведение учащегося и сохранить его достоинство. Юноши и подростки не всегда в полной мере осознают нанесенный ими морально-психологический урон, и поэтому одна из задач педагога – обучение их осознанию, осмыслению своих поступков по отношению к другому человеку.

    Существуют различные подходы к проблеме дисциплины. Один из них можно назвать «Возьмёмся за руки». Педагоги, придерживающиеся этого направления, считают, что со стороны учащегося необходим осознанный выбор, и они включают самих учащихся в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учащимися, на повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. Конечно, педагог может заставить учащегося выполнить требование, подчинить его, но подчиняясь силе, учащийся выходит из такого общения менее свободным и более безответственным.

    Психологи предлагают иной стиль взаимодействия. Вы знаете, что такое партнерские отношения с учащимся? Это способ изменить поведение воспитанников и отношения в колледже. Они строятся на двух правилах, воспитывающих личность:

    1. Учащийся выбирает поведение, а педагог помогает сделать выбор осознанным.
    2. Свобода выбора – это готовность самому отвечать за его последствия.

    Очень важно, чтобы Вы выстраивали партнерские отношения не только между собой и учащимися, но также между собой и родителями, преподавателями, администрацией.

    Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, Вы, наверное, спрашивали себя: «Как скорее прекратить такое поведение?»

    Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем, необходимо:

    • распознать истинный мотив поступка;
    • в соответствии с ним выбрать способ действия, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
    • разработать стратегию своего поведения.

    Вы должны понимать, что за дисциплинарным нарушением стоит одна из четырёх целей:

    • привлечение внимания;
    • власть;
    • месть;
    • избегание неудачи.

    Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, Вы должны как-то взаимодействовать с ними. Вам необходимо понять цель нарушения поведения и конструктивно строить общение с учащимися.

    Попробуем разобраться с мотивами «плохого» поведения.

    1. Привлечение внимания. Некоторые учащиеся выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание педагога. Они хотят быть в центре внимания, требуют его все больше и больше. Суть их «плохого» поведения – демонстративность. Такие поступки отвлекают всю группу, преподавателя и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании базовая психологическая потребность. Иногда подростку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого – это можно считать первопричиной «плохого» поведения.

    Вторая причина – никто не учит подростка, как попросить внимания в приемлемой манере.

    Третья причина – чем меньше внимания учащийся получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в колледже.

    На самом деле учащиеся, демонстрирующие такое поведение, показывают Вам, что они хотят взаимодействовать с Вами, но не знают как.

    Если об этом помнить всё время, возможно, Ваше раздражение и возмущение угаснет.

    Существуют способы профилактики такого поведения:

    1. Попробуйте уделять внимание тем, кто сегодня ведет себя хорошо. Поощряйте за хорошее поведение, чем наказывайте за плохое!
    2. Научите своих учащихся просто и открыто просить внимания у преподавателя или группы.

    Иногда такое поведение все же требует немедленной реакции и Вашего вмешательства.

    Попробуйте использовать следующие приемы:

    • установите зрительный контакт;
    • встаньте рядом;
    • упоминайте имя ученика;
    • игнорируйте такое поведение;
    • делайте письменные замечания.

    Эта стратегия минимизации внимания позволяет уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

    Иногда можно прекратить выходку ученика, действуя неожиданно:

    • начните говорить тихим голосом;
    • измените манеру речи;
    • временно прекратите занятие.

    Существует стратегия отвлечения учащегося. В критический момент Вы можете:

    • задать прямые вопросы;
    • попросить об одолжении;
    • предложить изменить деятельность.

    Полезно поблагодарить и отметить тех учащихся, которые делают то, что Вы просили. Можно попросить пересесть нарушителя на другое место.

    • Давайте рассмотрим «плохое поведение», направленное на утверждение своей власти над кем-то.

    Такие учащиеся постоянно задевают Вас, бросают Вам вызов. Они могут не обращать внимания на Ваши замечания, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку и др. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют Вас перед группой, и Вы боитесь проиграть эту публичную схватку.

    Можно выделить основные причины такого поведения:

    1. Изменение социальных установок от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав.
    2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.

    Поведение учащихся, ищущих власти, может иметь активную и пассивную формы. Активная форма – это вспышки негодования (они неуважительно отвечают преподавателю, хамят). Пассивная форма – тихое непослушание, оправдание ленью, оправдание плохим вниманием, забывчивостью или плохим физическим состоянием.

    • ответ на властолюбивое поведение у вас, естественно, возникают эмоции негодования, гнева, замешательства и желание немедленно прекратить выходку.

    Несмотря на сложности в работе с такими учащимися, властолюбивое поведение имеет свои сильные стороны. Многие учащиеся, демонстрирующие такое поведение – интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению и с независимым мышлением.

    Попробуйте воспользоваться двумя принципами профилактики:

    1. Избегайте прямой конфронтации, что позволяет снизить напряжённость.
    2. Позволяйте проявлять власть и руководить разрешенными способами под Вашим контролем. Передайте ученику часть своей организаторской власти.
    • Самый тяжёлый случай для взаимодействия и воспитания – месть как цель «плохого» поведения.

               Часто эти юноши выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда Ваш учащийся устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Конечно, взрослые могут поставить его на место, ибо он сильнее, однако такой способ реагирования оказывается непродуктивным и в некоторых душах сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью.

    Иногда подростки мстят преподавателю за обиду, нанесенную другими.

    • какой форме поведения проявляется месть? Это могут быть прямые акты физического насилия, а также непрямые акты физического насилия. Например: порча аудиторного имущества (пачкать стены, вырывать страницы из библиотечной книги, сломать цветок).

    Есть ещё и психологические акты насилия – оскорбление и хамство. Такие действия продуманны и вызывают у педагога чувство острой обиды и беспомощности. Любимый способ отомстить – подвергнуть атаке то, что для Вас дорого, ценно и важно. Например, аккуратность, чистоплотность или вежливость и пунктуальность. К сожалению, взрослые все чаще сталкиваются с такими способами мести и шантажа как алкоголь, наркотики, преступления и др.

    Если в ответ на поведение ребёнка вы чувствуете обиду, боль, недоумение, опустошение, то, скорее всего, скрытая цель такого поведения – месть. Второй признак – ваши первые импульсивные желания:

    • Ответить силой, подавить любой ценой.
    • Уйти, избежать сложившейся ситуации.

    Но, ни одна из этих непосредственных реакций не подходит для преподавателя.

    Есть два основных принципа профилактики мстительного поведения:

    • Строить отношения со всеми учащимися так, чтобы в них чувствовалась забота о них.
    • Обучать учащихся нормальным выражениям своей душевной боли и страдания приемлемыми способами.

    Но и у мстительного поведения есть сильные стороны. В действиях этих подростков и юношей чрезвычайно развита способность к выживанию, обижая других людей, они как бы защищают себя от обид. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать. Опираясь на эту активность, Вы сможете выстроить взаимоотношения с ним. С точки зрения социальной адаптации такое поведение является не безнадежным.

    Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного властного типа.

    Как же должен вести себя педагог для того, чтобы мирно выходить из напряженных и взрывоопасных ситуаций? Попробуйте использовать меры экстренного педагогического вмешательства.

    Ищите изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала.

     Признайте силу ученика.

    Это признание, как прием очень часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов учащегося и преподавателя как личностей и способствует возникновению среди участников конфликта духа кооперации, а не конфронтации. Например, Вы можете сказать: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». На это нечего возразить, здесь нет команд и можно как-то воздействовать на Диму, чтобы он принял правильное решение.

    Уберите зрителей или отложите конфликтное обсуждение данного момента, когда учащиеся уйдут.

    Например, на занятии, когда какой-нибудь учащийся вступил с Вами в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию (он чувствует горячее внимание всей группы), просто скажите:

    • мы обязательно закончим обсуждения этого вопроса на перемене;
    • у меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас;
    • возможно, ты прав. Как-нибудь поговорим об этом.

    Без зрителей учащийся может потерять интерес к конфронтации.

    Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Например, когда учащийся начинает допекать Вас, скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три часа тебе подходит?».

    Озадачивайте учащихся. Покажите, что Вами нельзя манипулировать:

    1. Согласитесь с учащимся (словно его высказывания или вопросы совершенно безобидны и незначительны).
    2. Поменяйте тему или расскажите шутку, прочтите стихотворение.

     Поведение учащегося может быть деструктивным, если его целью является избегание неудачи.

    Эти подростки не задевают Вас, не вносят хаос в деятельность группы, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с группой и с вами. Часто учащиеся, боящиеся неудачи ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Эти учащиеся любят откладывать выполнение задания на потом, не доводят до конца начатое дело, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом. Такие юноши «избегание» постоянно используют как способ защиты, что не способствует успеваемости и социальному развитию.

    Сталкиваясь с поведением, направленным на избегание неудачи, педагог осознает свою профессиональную несостоятельность. Кажется, что невозможно помочь такому ученику.

    Причины поведения, направленного на избегание неудачи:

    • взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность учащегося. Такой стиль бесполезен;
    • неоправданно высокие ожидания родителей и преподавателей от подростка и его страх не соответствовать этому ожиданию;
    • перфекционизм, требование от себя совершенства;
    • упор на соревнование. Если Вы ставите учащегося перед выбором: быть ему победителем или проигравшим, то некоторые из них выберут – не играть вообще.

    Для таких неуверенных в себе учащихся необходимо оказывать специфическую помощь:

    1. Поддерживать любые попытки сменить установку «Я не могу» на «Я могу».
    2. Помогать таким подросткам преодолевать барьеры, втягивать в продуктивные отношения с другими учащимися.

    Техники педагогического вмешательства, позволяющие установить партнёрские отношения с учениками

    1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) учащегося, а не его личности, описывайте поведение подростка безоценочно.

               Субъективные оценочные слова («глупо», «по-хамски», «меня раздражает» и др.) вызывает раздражение учащегося, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось «здесь и сейчас». Будьте твердым, но доброжелательным.

    1. Займитесь своими негативными эмоциями, их можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если Вы научитесь управлять своими эмоциями, и не будете выливать на головы учащихся потоки «благородного гнева», то Вы лишаете властолюбца желаемой реакции и готовите почву для успешного взаимодействия. 
    1. Не усиливайте напряжение ситуации.

    Не следует:

    • повышать голос;
    • оставлять последние слова за собой;
    • разговаривать с сарказмом;
    • читать морали;
    • передразнивать или придираться;
    • сравнивать одного учащегося с другим.
    1. Не закрывайте учащемуся пути к хорошему поведению в будущем.

    Запомните следующие правила:

    • Говорить о «плохом» поведении, а не о плохом учащемся
    • Не сравнивать подростка с другими
    • Не обвинять
    • Избегать чтения морали и лекций о поведении. 
    1. Обсуждайте проступок учащегося позже.

               Поговорить о некрасивом поведении нужно, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, а может быть, завтра. Отреагировать на проступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает Ваш учащийся. А серьезное обсуждение отложить. Можно время от времени организовывать общие дискуссии о нарушениях поведения, обсудить, что является приемлемым, а что нет. 

    1. Позволяйте учащемуся «сохранять лицо».

              Не задевайте чести и достоинство учащегося. Позвольте ему исполнить безвредную игру «По-своему», т.е. дайте ему возможность использовать «свои способы» защиты,  например:

    • выполнить Ваши требования не сразу, «тянуть» несколько секунд;
    • строить гримасы, выполняя Ваше требование;
    • перед тем как подняться, говорить что-то типа «не буду», «не хочу», чтобы последнее слово осталось за ним.

    Тогда Вы как педагог получите то, что хотели и не заденете чести учащегося. Оба в выигрыше!

    1. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, так как это позволит в дальнейшем обучать и подростков адекватному выражению своих чувств.

    Если же конфронтация не закончилась и назревает взрыв, лучше всего увести скандалиста от конфликта и зрителей. Существуют техники временной изоляции. Например, удаление в пределах аудитории или изоляция в кабинете администрации. Это делается в крайнем случае, когда нет другого выхода – нужны немедленные действия. Можно предложить учащимся сделать самостоятельный выбор, за который придется нести ответственность.

    Нарушения поведения имеют свои последствия или свою расплату. Учащиеся должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выберут поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Учащиеся должны думать о последствиях, тогда они научатся выбирать наиболее подходящее поведение.

    Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о санкциях, будет форма «когда (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».

    Санкции, которые Вы применяете к учащимся, должны быть связаны с этим нарушением. Важно, чтобы санкции за проступок, совершённый в аудитории, учащийся получил в колледже, а не дома.

    Формулирование санкций должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

    • сожалению, преподаватели позволяют себе несдержанность, грубость, оскорбления учащихся. Конфликтогенные проявления отличаются разнообразием: наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, скрытое унижение личности, пристрастное отношение, нарушение педагогического этикета, месть, запугивание и т.д. Такая реакция педагога противоречит педагогической целесообразности воздействия на учащегося, зачастую является причиной невротизации, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога.