• Памятка для родителей

    Уважаемые родители!

    Наступают зимние каникулы – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей, особенно если они остаются без присмотра взрослых. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма. Чтобы дети были живыми и здоровыми надо помнить ряд правил и условий обеспечения безопасности повседневной жизни и быта, а также организации активного отдыха:
    – формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
    – проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
    – решите проблему свободного времени детей;
    – соблюдайте правила пожарной безопасности, исключите доступ малолетних детей к спичкам, зажигалкам, электрическим плитам;
    – чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
    – проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;
    – изучите с детьми правила езды с ледяной (снежной) горки на ледянках, санках, лыжах, сноубордах и т. д.

    Будьте предельно осторожны с огнем. Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость с огнем, непотушенные угли, шлак, зола, костры, спички, сжигание мусора, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей, бенгальские огни, хлопушки.
    Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

    Помните! Поздним вечером и ночью (с 23.00 до 6.00 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых; постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей.

    Осторожно, гололед!
    Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву. Старайтесь по возможности обходить скользкие места.

    Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу – машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

    Осторожно, мороз!
    Сократите или вовсе исключите прогулку с детьми в морозные дни: высока вероятность обморожения.

    Зимой на водоеме
    Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился – нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.

    Вот основные правила безопасного поведения в зимнее время года, которые следует помнить взрослым и учить детей соблюдать их.

    Как и когда обучать детей безопасному поведению?
    1. «Курс безопасности» для ребенка лучше начинать как можно раньше: все, что мы познаем в раннем детстве, остается в нашей памяти на всю жизнь.

    2. Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений.
    3. Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.
    4. Ребенок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.
    5. Будьте для ребенка образцом – не делайте для себя исключений.
    6. Лучше ребенку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание.
    7. Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»: сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.

    Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас. Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей.

    Сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых!

  • Что нужно знать родителям

    ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

    Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

      Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
    1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
    1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
    1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;
    1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
    1.5. оскорбления участников образовательного процесса;
    1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
    1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
    1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
    1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
    1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
    1.11. иных противоправных действий (бездействия).

    Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
    За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

    Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

    За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
    1.1. замечание;
    1.2. выговор;
    1.3. отчисление.
    Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:
    – длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;
    – за систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
    Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

    Статья 131. Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

    Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:
    – знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии;
    – давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;
    – быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;
    – получить юридическую помощь в соответствии с законодательством;
    – ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;
    – обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

    Статья 133. Сроки применения мер дисциплинарного взыскания

    Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)), не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Дисциплинарное взыскание к несовершеннолетнему обучающемуся может быть применено не ранее чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей.
    Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

  • Советы родителям и детям

    Советы родителям:

    1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга, а это недопустимо.
    2. Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
    3. Рассказывайте ребенку о себе, пусть он знает, что вы тоже готовы поделиться с ним. Не уходите в себя.
    4. Будьте рядом: важно, чтобы ребенок понимал, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
    1. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела, дайте ребенку альтернативу, если ему предстоит сделать выбор.
    2. Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведет себя так или иначе, находясь под влиянием окружения.
    3. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни служит примером для ваших детей.
    4. Помните, что ребенок всегда нуждается в вашей поддержке.
    5. Не запугивайте, он может перестать вам верить.
    6. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов: улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

     Советы детям:

    1. Доверяйте своим родителям: они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.
    2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
    3. Делитесь своими радостями.
    4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
    5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
    6. Не огорчайте родителей и не обижайтесь на них понапрасну.
    7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
    8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
    9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.

    10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.

  • Разумное воспитание

    Разумное воспитание (притча)

    Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
    – Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
    – Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
    Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за чем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать.

    За что нельзя наказывать…

    Родители должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из – за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.

    Как нельзя наказывать…

    Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной  любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.
    Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать? Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.
    Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.
    Обязательно наказание должно быть адекватно проступку. В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому воспитателю.
    Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т. д. Но во всех случаях даже за самым жестоким проступком следует не только наказание, но и прощение.
    Может ли наказание быть средством воспитания?
    В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.
    Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

    Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

  • Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

    Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
    Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
    Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

    Правила поощрения

    По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
    Ограничители:

    • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
    • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
    • не хвалить из жалости;
    • не хвалить из желания понравиться.
      Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

    Индивидуальные требования к норме похвалы
    Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
    => дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
    => дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
    => самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

    Типы похвалы
    «Компенсация»
    . Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
    «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
    Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
    Можно выделить следующие типы аванса:
    а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
    b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
    с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
    Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
    «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
    Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
    «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

    НАКАЗАНИЕ

    При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
    Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
    Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

    Рекомендуемые формы наказания

    • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
    • лишение поощрений и привилегий;
    • осуждение поведения;
    • народное средство.

    В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.
    Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

    Правила наказания
    1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
    2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
    3) Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
    4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
    5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
    6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
    7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
    8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

     Нельзя наказывать лишением любви!

  • Рекомендации для родителей по содействию эффективной адаптации учащихся в колледже

    Ваш ребенок перешел на новую ступень своей жизни, теперь одна из его главных социальных ролей — это роль учащегося колледжа. Данный этап ответственный и для Вас. В этом возрасте Ваш ребенок теперь нередко отказывается от родительской помощи, ссылаясь на собственную «самостоятельность», при этом часто совершает ошибки. Он предпочитает общаться со сверстниками, а проблема обучения уходит на второй план. От грамотных действий родителей во многом зависит, насколько безболезненно будет протекать переходный период из детства во взрослую жизнь, а также насколько органично он сможет вписаться в новую для себя образовательную среду.
    В этот период к первокурснику предъявляются очень высокие требования к интеллектуальному, социальному и личностному развитию, к чему готов не каждый молодой человек, ведь уровень психического развития у всех разный.

    Советы родителям на каждый день
    Говорить сыну (дочери): «Людям должно быть с тобой легко» – не бойтесь повторять это.

    Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
    Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому; возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома!».
    В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
    Если у вас есть возможность дойти до колледжа вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
    Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в колледже?».
    Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
    Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следите за тем, чтобы ваш ребенок:
    Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8-часовой сон;
    Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени;
    Находился на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Это улучшает самочувствие;
    Занимался физкультурой в течение всего дня;
    Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;
    Учился больше работать самостоятельно;
    Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, куратором.

    Для того чтобы поддержать первокурсника, необходимо:
    Опираться на сильные стороны ребенка.

    Избегать подчеркивать промахи молодого человека.
    Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
    Уметь демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
    Использовать юмор во взаимоотношения с ребенком.
    Знать обо всех попытках справиться с заданием.
    Уметь взаимодействовать с ребенком.
    Принимать индивидуальность ребенка.
    Проявлять веру в ребенка.
    Демонстрировать оптимизм.
    Слова поддержки:
    «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо»,

    «Ты делаешь это очень хорошо»,
    «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему».
    Какие слова не следует говорить:
    «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты».

    Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Именно такое поведение родителей заставляет детей идти на улицу в компанию сверстников, играть на компьютере, тратить время на виртуальное общение и т.д. Помните, что постоянные нотации и нравоучения со временем становятся бессмысленными, ребёнок просто перестает их слышать.
    Главное в общении с детьми — сохранить контакт и доверительные отношения. Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и мелочного контроля.
    Помните. что выражать недовольство можно в отношении поступка, но не Вашего ребенка, как личности. не забывайте волшебные слова «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ», «Я ВИЖУ ЧТО ТЕБЕ ПЛОХО» и т.д.
    Берите на себя только те дела, с которыми ваш ребёнок действительно не сможет справиться сам. Позволяйте ему сталкиваться с отрицательными последствиями собственных действий.
    Правила ограничения, запреты должны быть в каждой семье и обязательно они должны быть согласованы обоими родителями между собой.
    Чаще хвалите своего ребенка, любите его безусловно, то есть не за его поступки, а за то, что он есть.
    В первую очередь необходимо дать понять вашему ребенку, что вы видите в нем равноправного партнера, доверяйте ему и относитесь, как ко взрослому человеку, который уже в состоянии самостоятельно строить свое будущее и отвечает за свои поступки.
    Старайтесь подчеркивать важность его выбора и вашу веру в него, а также то, что учеба в колледже обязательно откроет перед ним перспективы, даст возможность получить профессию, обеспечить себя в будущем.

  • Консультация для родителей

    Консультация для родителей
    «ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?»

    (из опыта работы учреждений профессионального образования)

     Зависимость от наркотиков является серьезной проблемой современного общества. Наркотики нередко калечат жизнь молодым людям, их родным. Между тем именно родственники могут прекратить надвигающуюся беду.

     Как вы можете помочь своему ребенку?

    1. Старайтесь как можно больше узнать про все, что касается злоупотреблением наркотиками. Вооруженные знаниями, Вы будете иметь перевес.
    2. Беседуйте со своим ребенком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его. Обосновывайте свою позицию. Не дайте ему застать Вас врасплох.
    3. Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жестокость может вызвать «молчаливый бойкот» у Вашего ребенка.

    Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают их дети и кто их друзья.

    1. Если Вы заподозрили, что Ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все подробности поведения Вашего ребенка, отмечая дату и время.
    2. Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его, только если ребенок в нормальном трезвом состоянии и если Вы «держите себя в руках».
    3. Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что Вы отвергаете только его поведение, а не самого ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему независимо ни от каких условий.
    4. Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах.
    5. Не рассчитывайте сразу на согласие. Будьте готовы, что разговор вызовет у Вашего ребенка раздражение. Ждите таких слов, как «Ты мне не веришь. У меня нет никаких проблем с наркотиками». Нужно ожидать, что ребенок попробует надавить на Ваши чувства. Но Ваша твердая позиция как раз и будет для него наилучшей заботой.

    Что должно Вас насторожить?

    1. Резкие изменения в поведении ребенка: старание избегать родителей, односложные и уклончивые ответы по телефону, потеря интереса к старым друзьям и прежним занятиям, включая учебу или работу.
    2. Агрессивное, взвинченное настроение или, наоборот, беспричинное благодушие, безграничная доброта, не имеющая под собой оснований.
    3. Необычный вид глаз ребенка: чрезмерно суженные или, наоборот, расширенные зрачки, белки, налитые кровью.
    4. Мелкие кровавые пятна на белье, следы уколов или не глубоких множественных порезов кожи на руках и ногах вдоль вен.
    5. Неряшливость а одежде и появление в речи ребенка новых словечек типа «закладка», «ширнуться» и т.д.
    6. Появление подозрительных знакомых, воровства денег и вещей из дома.
    7. Имейте в виду, что многие признаки можно обнаружить только на первых порах.

     Как разорвать паутину?

    Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не теряйте время – обратитесь к специалисту-наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т.к. в данной ситуации помочь Вам может именно профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.

    Куда обратиться  за помощью?

    Обращайтесь за помощью в психоневрологические диспансеры районные наркологические кабинеты.

    П р и м е ч а н и е. Для большей информированности родителей рекомендуется просмотр презентации «Наркомания может проникнуть в каждую семью».

  • Консультация для родителей Есть подозрения....

    Консультация для родителей
    «ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЯ? ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ»

     Что делать, если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок употребляет психоактивные вещества?

     В случае возникновения подобных подозрений, прежде всего не нужно впадать в панику. Сильные эмоции разрушительно действуют на нашу психику, лишая способности здраво рассуждать, отличать главное от второстепенного, подлинное от кажущегося. Для нормализации душевного состояния помогают простые действия: счет до 10, пешая прогулка и т.д.

    Если отношения между ребенком и детьми утратили доверительность и трудно рассчитывать на откровенность, то лучше обратиться к помощи другого лица (посредником могут быть близкие родственники и знакомые ребенка).

    Оптимальный путь взаимодействия – открыто рассказать сыну или дочери о том, что вас беспокоит. Нужно только правильно выбрать момент и тон разговора.

    Важно не получить добровольное признание, а выяснить что волнует, тревожит ребенка, не нуждается ли он в поддержке.

    Если опасения подтверждаются, то решение о том, что делать, должно быть выработано совместными усилиями, а не навязано подростку под маркой того, что мы лучше знаем, обладаем необходимой информацией и возможностями. Ваше грамотное поведение в этой ситуации, ваша способность рационально мыслить и действовать послужит мостиком для дальнейшей работы специалистов с подростком. Итак, выберите относительно спокойный момент для начала серьезного разговора. Постарайтесь использовать так называемые «Я – суждения» в этом разговоре: Я испытываю… (укажите какие чувства – боль, тревогу, страх, печаль), когда ты, … (опишите действия вашего ребенка). Важно отслеживать бессознательную реакцию вашего ребенка в процессе общения – она может принять характер раздражения, тревожности, подавленности или, наоборот, агрессивности, развязности. В результате разговора подросток либо признает наличие проблемы, либо отрицает её существование. При этом важно иметь в виду – возможно ошибочное толкование поведения ребенка, поэтому необходимо помнить о главной цели беседы – достичь его согласия обратиться к специалисту. В большинстве случаев только специализированное собеседование и обследование позволяют достоверно установить факт употребления и/или зависимости от ПАВ и замотивировать на получение помощи, а может быть и на лечение. На этом пути возникают серьезные препятствия, допущенные родителями по незнанию типичные ошибки:

    • запугивание («будешь целый год лежать в больнице»);
    • чтение морали («как тебе не стыдно, мы же все для тебя делали»);
    • обвинение;
    • пессимистический прогноз, наклеивание ярлыков («ты – наркоман, и тебе уже ничего не поможет»);
    • оценочные суждения («только дурак мог попасть в этот капкан»);
    • использование стереотипов («если ты подсел на иглу, так и будешь к ней всю жизнь возвращаться»);
    • стремление узнать правду любой ценой, игнорирование чувств подростка;
    • применение физических наказаний.

    Если, несмотря на предпринятые вами усилия, подросток не только отрицает факт существования проблемы, но и категорически отказывается от помощи специалиста, следует к нему обратиться Вам самим. Врач – психиатр-нарколог или медицинский психолог может дать индивидуальные рекомендации. Иногда в подобной ситуации эффективно использовать экспресс-тест для определения содержания наркотиков в моче. Существуют тест-системы, как рассчитанные на определение как одного типа наркотиков, так и позволяющие распознавать наличие различных веществ. За более подробной информацией обращайтесь за помощью в психоневрологические диспансеры районные наркологические кабинеты. В некоторых случаях подобные тесты можно провести и в домашних условиях. Результат тестов (как положительный, так и отрицательный) также требует разговора. Объясните, что любое, пусть даже однократное, употребление ПАВ небезопасно для его здоровья и консультация специалиста в этом случае нужна и полезна. Помните, что только Ваше доверие, понимание, поддержка и любовь помогут Вашему ребенку справиться с зависимостью.

    Если, к счастью, подозрения и страхи оказались напрасными и вы, наконец, смогли вздохнуть спокойно, то и в этом случае полезно рассказать о своих сомнениях ребенку. Признание взрослыми своих ошибок, сомнений расценивается подростками как отказ от авторитарно доминирующей позиции, стремление к установлению между детьми и родителями отношений равноправия.

    П р и м е ч а н и е. Для большей информированности родителей рекомендуется просмотр видеоролика «Родителям о синтетических наркотиках».

  • ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

    ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

    Для  современного общества  проблема насилия в семье является наиболее актуальной.

    Самыми уязвимыми в данной ситуации являются дети. Особенно, когда угроза совершения насилия исходят от самых близких людей – родителей, старших братьев, сестер, бабушек, дедушек.

    Что понимается под насилием в семье?

    В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

    Причины насилия в семье

    В научной литературе выделяют внешние и внутренние причины насилия в семье.

    Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих факторов:

    традиционный взгляд, на основании которого принято считать, что мужчина – абсолютный глава семьи, наделённый «исключительными» полномочиями;

    стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится — слюбится» и т. д.;

    влияние средств массовой информации, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

    низкий образовательный и культурный уровень;

    распространение в обществе деструктивного поведения (в том числе алкоголизма, наркомании);

    убеждения некоторых религиозных течений, сект, деструктивных сообществ, где принято считать насилие обыденным явлением;

    низкий уровень материального достатка, который приводит к дополнительному напряжению в семье.

    Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

    копирование модели взаимоотношений родителей, продемонстрированной ребёнку в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье (например, недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии);

    врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером в силу темперамента;

    желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных «соперников» своим тираническим поведением по отношению к  супруге;

    низкая культура поведения, непонимание членами семьи потребностей друг друга во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

    зависимость или созависимость в случае одного или нескольких членов семьи, которая усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

    отклонения в психическом здоровье;

    неудовлетворенность семейной жизнью, неоправданность ожиданий.

     

    Виды насилия в семье.

    Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и в умышленном нанесении вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

    Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

    Сексуальное насилие в отношении ребёнка может проявляться:

    в демонстрации взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

    в ласках и прикосновениях к половым органам ребёнка;

    в сексуальных играх и половом акте с ребёнком;

    в вовлечении ребёнка в изготовление порнографической продукции;

    в демонстрации или просмотре с ребёнком порнографических материалов;

    в вовлечении несовершеннолетнего в занятия проституцией.

    Признаками причинения физического вреда при сексуальном насилии могут быть:

    наличие ушибов, покраснений, разрывов, потёртостей и ссадин в генитальной и анальной областях;

    наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бёдрах;

    вагинальное или ректальное кровотечение;

    наличие боли при мочеиспускании;

    беременность.

    Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у человека патологических черт характера или, в случае с ребёнком, нарушающее развитие его личности. В последствии психическое насилие приводит к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

    Психическое насилие может выражаться в виде запугивания, угроз, изоляции, унижения чувства собственного достоинства и чести, словесных оскорблений, грубости, постоянной критики в адрес ребенка.Причём указанные действия выражаются в постоянном воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.

    Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

    Проявление психического (эмоционального) насилия.

    Эмоциональная обособленность: родители не слушают и не отвечают ребёнку, когда тот хочет им что-то рассказать.

    Враждебное отношение: в разговорной речи часто употребляются выражения, такие как, «лучше бы ты не родился», «от тебя одни неприятности», в качестве наказания выбрасываются любимые ребёнком игрушки.

    Противоречивая реакция на поступки ребёнка со стороны родителей – несогласованность требований.

    Непризнание личности несовершеннолетнего, в том числе желаний, потребностей  ребёнка, в данном случае не принимается во внимание, что дети имеют право на собственное мнение и личное пространство.

    Социальная изоляция: ограничение детей во взаимодействии со сверстниками, лишение их возможности получать опыт социального межличностного общения.

    Игнорирование, отсутствие эмоционального контакта:  родители редко целуют и обнимают своих детей.

    Запрет на встречи с одним из родителей после развода.

    Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в намеренном запрете работать, ограничении либо в отказе в деньгах, требовании обязательного отчёта о потраченных средствах, изъятии денег, сокрытии доходов, в отказе от содержания детей.

    Следует отметить, что неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка также является формой насилия над ребёнком, которое может проявляться:

    в оставлении ребёнка без присмотра;

    в неудовлетворении потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи;

    в препятствии получения образования (не ходит в школу, присматривает за маленькими детьми).

    Краткосрочные последствия всех видов насилия.

    Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребёнка серьёзные последствия: ребёнок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, может появиться энурез, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

    Долгосрочные последствия всех видов насилия.

    Чем больше ребёнок живёт в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

    проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;

    потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;

    чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие и копирование его поведения;

    потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;

    потеря детства: ребёнок вынужден выполнять такие роли в семье, которые несвойственны его возрасту.

    Очевидно, что любое проявление насилия оказывает негативное последствие на детей. Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия, поэтому необходимо как можно раньше обратиться за помощью.

    Как действовать в случае ситуации насилия в семье?

    Обратите внимание на факторы, провоцирующие ситуации насилия в вашей семье, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей.

    В случае сложившейся конфликтной ситуации избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например).

    Не изолируйте себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.д.

    Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом.

    Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребёнка, поговорите с ним об этом.

    Постарайтесь расположить вашего ребёнка к откровенному обсуждению той ситуации, в которой он оказался.

    Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка.

    Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям.

    Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.

    Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом).

    Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть «кризисная» комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности.

    Разъясните детям, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия.

     

     

    Куда можно обратиться за помощью, если вы или ваш ребенок стал жертвой насилия?

    Человек, подвергшийся домашнему насилию впервые, в отчаянии, не знает, к кому обратиться за помощью. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана… Ситуация кажется безвыходной.

    За помощью вы можете обратиться в правоохранительные органы, позвонив по телефону 102 (круглосуточно) или по телефону прямой линии МВД: 8-017-372-73-87.

     Также можно позвонить на детскую телефонную линию: 8-801-100-1611 (круглосуточно).

    Отделы внутренних дел осуществляют:

    Проведение профилактической беседы.

    Объявление официального предупреждения о недопущении совершения противоправного поведения по отношению к членам семьи и близким родственникам.

    Применение защитного предписания (защитным предписанием семейному агрессору запрещается предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье, посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье, общаться с пострадавшим, в том числе по телефону и с использованием сети интернет).

    Справочно: Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшей стороной жилое помещение на срок от 3-х до 30-ти суток и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

    Сбор материалов для ограничения в дееспособности.

    Сбор материалов о принудительном лечении от алкоголизма в условиях лечебно-трудового профилактория.

    Привлечение к административной ответственности за причинение телесных повреждений, причинение побоев, учинение семейно-бытовых конфликтов, оскорблений.

    Привлечение к уголовной ответственности за причинение легких телесных повреждений, повлекшие кратковременное расстройство здоровья; истязание; угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.

    Адреса отделов внутренних дел г.Гродно:

    Отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г. Гродно, адрес:  ул. Гая, 4

    Отдел внутренних дел администрации Ленинского района г. Гродно, адрес:  ул. Дубко, 5.

    За оказанием помощи в случае ситуации насилия также можно обратиться в медицинские учреждения. При необходимости пройти медицинское обследование по месту жительства для определения характера и степени тяжести телесных повреждений.

    Кроме того, за консультацией и конкретными видами помощи (психологической, правовой, юридической и др.), вы можете обратиться к специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, где обучаются или воспитываются ваши дети, либо в районный социально-педагогический центр. Педагоги-психологи, педагоги социальные окажут вам квалифицированную помощь, подскажут, куда обратиться далее, предпримут меры в соответствии с Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей, обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (разработанный Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс.).

    В г. Гродно по адресу: ул.Карского, 29 функционирует комната психологической помощи агрессорам, где осуществляется индивидуальная психологическая помощь и групповые коррекционные занятия, позволяющие отказаться от психологической модели агрессивного поведения в семье. Бесплатно предоставляются комнаты, где могут временно проживать мужчины, которым вынесены защитные предписания, запрещающие определенное время проживать в семье после совершенного ими насилия.

    В Республике Беларусь действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь. Время работы общенациональной горячей линии с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью.

    Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан QR-код «Если вы пострадали от домашнего насилия», который позволяет получить полезную и необходимую информацию.

     

    Как использовать QR-код:

    Возьмите мобильный телефон с камерой.

    Запустите программу для сканирования кода.

    Наведите объектив камеры на код.

    Получите информацию.

  • Психическое здоровье подростка (для родителей)

  • Ребенок должен всегда знать, что его любят (для родителей)

    Ребенок должен всегда знать, что его любят

    Все родители хотят вырастить самостоятельных и послушных детей. Для того, чтобы это осуществить говорите ребенку каждый день, что вы его любите. Даже, если ребенок притворяется, что не нуждается в этом, не верьте ему. Ребенок, слыша такие «волшебные» слова родителей: «Я люблю тебя» – будет чувствовать себя более защищенным и уверенным. Он формируется как личность и мужает.

    Но ребенок должен видеть и чувствовать вашу любовь не только на словах, он должен ощущать это на самом деле: в вашем поведении, в делах и в поступках. Для того, чтобы показать вашим детям, что вы их любите, существуют три основных способа: «контакт любящих глаз», физический контакт и безраздельное внимание. Зрительные и физические контакты должны всегда присутствовать при вашем общении с детьми, но главное, чтобы это происходило от сердца.

    Контакт любящих глаз

    Благодатная сила любви передается именно с помощью зрительного контакта, когда мы смотрим глаза в глаза. Глядя в глаза, вы можете не осознавая этого выражать различные чувства: печаль, ужас, гнев, ярость, и главное – любовь. В большинстве семей, к сожалению, зрительный контакт можно увидеть на удивление редко. А если это и есть, то чаще несет отрицательные эмоции.

    Дорогие родители, помните: чем чаще вы будете использовать зрительный контакт, как средство выражения любви, тем полнее ваш ребенок будет насыщаться любовью.

    Дети, не получающие энергии любящих глаз своих родителей, не чувствуют себя любимыми. Применяйте этот способ на своих детях – и его эффект очень порадует вас.

    Физический контакт

    Прикоснуться к вашему ребенку и при этом задать какой-то вопрос – это совсем легко. Ребенок сознательно, этого, возможно, и не заметит, но это почувствует его душа.

    Обнимать и целовать детей – это самый чудесный способ давать понять им через прикосновения, что их действительно любят.

    Безраздельное внимание – третий способ показать ребенку, что вы его любите.

    Применяя этот способ, вы обязаны регулярно уделять время для общения с дочерью или сыном.

    Детям необходимо быть со своими родителями, чувствовать свою связь с ними. Они очень нуждаются в разговорах со взрослыми. Безраздельное внимание – это время, когда ваше внимание полностью принадлежит вашему ребенку. От того, в какой мере вы удовлетворяете эту потребность, зависит будущее ребенка: каким он станет отцом, или какой матерью.

    Поэтому, уважаемые родители, никогда не говорите: «У меня сегодня нет времени». Это ложь!

    Вы всегда найдете время на то, что для вас действительно важно и часто, забывая о своем родительском долге. Значит, вы еще не осознали важности вашего родительского служения.

    Спешите, чтоб не опоздать!

  • Рекомендации для родителей подростков

    Рекомендации родителям подростка

    1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
    2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
    3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
    4. Признание и одобрение со стороны родителей.
    5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
    6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
    7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
    8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
    9. Сотрудничество с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.
    10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

    Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

  • Родителям подростков следует знать, что....

    Родителям подростков следует знать, что…

    Для подростков характерны следующие характерологические реакции:

    • Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
    • Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».
    • Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения , в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.
    • Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.
    • Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.
  • Селфхарм, или Почему подростки делают порезы на своем теле

  • Половая неприкосновенность подростков

    Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

    — право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

    — ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

    — право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

    Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

    Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах  жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

    Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

    Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

    Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:

    • информация от ребенка;
    • информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
    • информация от специалистов учреждений образования;
    • информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
    • результаты медицинского осмотра;
    • дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

    1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

    Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

    1.1.Физические признаки

    Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

    Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

    • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
    • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
    • синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
    • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
    • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
    • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
    • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
    • недержание мочи;
    • болезни, передающиеся половым путем;
    • беременность.

    Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

    1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

    • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
    • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
    • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
    • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
    • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

    1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

    • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
    • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
    • частая задумчивость, отстраненность;
    • постоянная депрессивность, грустное настроение;
    • нежелание принимать участие в подвижных играх;
    • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
    • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
    • терроризирование младших детей и сверстников;
    • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
    • возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
    • отчуждение от братьев и сестер;
    • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
    • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
    • рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
    • утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

    1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

    • прогулы занятий в учреждении образования;
    • внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
    • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
    • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
    • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
    • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

    1.5. Изменения самосознания ребенка

    • снижение самооценки;
    • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
    • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
    • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

    1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

    • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
    • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
    • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
    • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
    • головная боль, боли в области желудка и сердца;
    • навязчивые страхи;
    • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
    1. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
    • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
    • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
    • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
    • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
    • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
    • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
    • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
    • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
    • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
    • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
    • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
    • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
    • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
    • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
    • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
    • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
    • После окончания разговора сделайте подробную запись.

    Помните: интересы ребенка выше всего остального!